Развитие без границ
8 (800) 500-39-79
Звонок бесплатный
С 9.00 ДО 21.00 ПО МСК
18 Июл 2017
Поделиться: 10
0

Ментальная арифметика и методика Монтессори: в чем разница?

Автор: Владимир Федяй

Растущий интерес к раннему развитию детей порождает избыток предложения. На рынке образовательных услуг развивающих курсов хоть пруд пруди, но не все они одинаково полезны. Инновационная педагогика Марии Монтессори и ментальная арифметика – неизменные фавориты родителей и педагогов.

Методика Монтессори: школа свободного ребенка

Детский врач, педагог и психолог Мария Монтессори утверждала, что ребенку для успешного обучения вообще не нужна школа. Взаимодействуя с окружающей средой, малыш усваивает знания легко и непринужденно. Задача педагога сводится к созданию подготовленной среды с открытым доступом к разнообразным дидактическим материалам, имитирующим реальные предметы. Оптимальным для начала занятий считается дошкольный возраст – от 2 до 6 лет.

К игрушкам и сюжетным играм Монтессори относилась настороженно, полагая, что они погружают ребенка в искусственную среду и тем самым ограничивают возможности познания мира. Современные данные утверждают обратное, поэтому в большинстве Монтессори-групп предусмотрены игровые комнаты.

Классы Монтессори разделены на пять тематических зон:

  • зона математики – здесь собраны пособия, наглядно разъясняющие количественные и пространственные понятия, логические головоломки, макеты геометрических фигур;
  • зона языков – показывает детям буквы и слоги, помогает выработать навыки письма и чтения;
  • зона практической жизни – объединяет дидактические материалы, воспитывающие навыки самообслуживания путем подражания взрослым. Малыши учатся ухаживать за собой, стирать и гладить одежду, готовить, мастерить и убирать дом;
  • сенсорная зона – учит различать характеристики различных предметов: форму, цвет, размер, вес, а также стимулирует развитие чувственного восприятия, памяти и мелкой моторики;
  • зона космоса – знакомит детей с устройством мира, законами природы и культурой разных народов.

Дети свободно перемещаются по классу и могут использовать любые материалы по собственному усмотрению. Каждый ученик обучается в органичном для него темпе, не испытывая стресса из-за конкуренции с другими ребятами, здесь не ставят оценок и не ругают за неуспеваемость. Монтессори-группы часто посещают разновозрастные дети, которые совершенно не мешают друг другу; активно поощряется помощь младшим.

Вмешательство учителя допустимо только по инициативе ребенка. Если малыш выбрал забаву явно не по возрасту, можно попытаться переключить его внимание на предметы, более соответствующие специфике того или иного сензитивного периода. Мария Монтессори была убеждена, что соблюдение принципа автономии ребенка воспитывает в детях дисциплину и самостоятельность намного эффективнее репрессивных мер.
Мария Монтессори

Ментальная арифметика – тренажер для мозга

Обычно на курсы ментальной арифметики в наш центр интеллектуального развития для детей и взрослых приводят детей, испытывающих трудности со счетом, письмом и чтением. Разумеется, мы помогаем им подтянуться. Вместе с тем умение быстро считать в уме, бегло читать, легко запоминать огромные объемы информации и писать без ошибок для нас не самоцель, а всего лишь упражнения для тренировки мозга, которых известно великое множество. К примеру, обучение скорочтению также способствует развитию когнитивных способностей и улучшению успеваемости. Все намного сложнее и интереснее!

Регулярные занятия ментальной арифметикой устраняют функциональную асимметрию мозга, которая возникает из-за привычки обращаться только к левому полушарию, ответственному за логику, анализ и вербальный интеллект. Традиционный подход к обучению совершенно игнорирует невербальное правое полушарие, воспринимающее мир сквозь призму образов и эмоций. Так мы привыкаем думать и жить вполсилы, оставаясь на обочине успеха. Занимаясь в группах ментальной арифметики, дети привыкают включать мозг на полную мощность и существовать в полной гармонии с собой и миром.

Ментальная арифметика – универсальная методика, которая подходит всем без исключения, от мала до велика. Оптимальное время для начала занятий – от 5 до 12 лет. К новичкам не предъявляется особых требований: достаточно уметь считать до десяти.

Курс ментальной арифметики строится по схеме «от простого к сложному». Для начала детей знакомят с техникой вычислений с помощью абакуса, соотнося разноцветные костяшки с визуальными образами, подключающими к работе правое полушарие. Поскольку при этом задействуются три вида памяти – зрительная, моторная и смысловая, новый материал усваивается намного быстрее. Далее, по мере наработки навыков, использование абакуса постепенно сходит на нет, а под конец все вычисления производятся в уме.

Счет при помощи абакуса

Игровой формат занятий избавляет ребенка от стресса и помогает поверить в свои силы. Для самых продвинутых учеников мы проводим соревнования, но соревнуемся исключительно ради удовольствия, не разделяя детей на лидеров и аутсайдеров. На самом деле все ребята талантливы, просто некоторые еще об этом не знают.

Маленький Эйнштейн

Как видите, ментальная арифметика и педагогическая система Монтессори не идентичны друг другу, так как строятся на разных принципах и активируют разные нейропсихологические механизмы. За каждым подходом стоит целостная дидактическая система, хотя одно не исключает другое. Занятия ментальной арифметикой можно совмещать с посещением Монтессори-групп.

Автор: Владимир Федяй
Автор методики и основатель сети центров Смартум&Амакидс.
	Сиэтл
Ваш город
Сиэтл
Выберите город