30 Май 2017
Поделиться: 10
0

Подходит ли ментальная арифметика детям с аутизмом

Автор: Александра Василенко

Занятия ментальной арифметикой проводятся как для здоровых детей, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. К ним относятся дети с нарушениями речи, ДЦП, ранним детским аутизмом и некоторыми другими заболеваниями. Сегодня мы поговорим о том, как влияет ментальная арифметика на детей с аутизмом.

Что такое аутизм как болезнь

Сначала аутизмом считался определенный тип мышления человека. Затем, проводя различные исследования, ученые смогли определить симптомы и классифицировать их. Основная черта аутизма – нарушение социального взаимодействия с людьми в зависимости от степени заболевания.

Причины достоверно неизвестны. Есть мнение, что это генетическое, наследственное заболевание.

Основные симптомы аутизма

  • игнорирование правил общения (подходят к собеседнику слишком близко или, наоборот, стоят далеко; слишком пристально смотрят в глаза или избегают зрительного контакта);
  • непонимание эмоций и чувств других людей, ассоциация человека с неодушевленным предметом;
  • неспособность к романтике, дружеским отношениям. Аутисты не понимают привязанности к человеку, считают поцелуи бесполезными;
  • затруднения при необходимости первым начать разговор, бедный запас слов;
  • речь без интонации, фразы однотипные, часто просто повторяются фразы из кинофильмов, песен;
  • очень трудно переживают любые изменения в жизни и окружающей обстановке.

У аутистов есть свои нерушимые ритуалы, соблюдаемые до мельчайших деталей. Например, они одеваются в строгой последовательности, вещи раскладывают только своим привычным способом. Часто выполняют однотипные движения без какой-либо практической цели.

Интересно, что больные аутизмом часто обладают уникальными талантами или ценными знаниями, но из-за неспособности к социальным контактам свои таланты не реализуют.

С легкой формой аутизма взрослые работают, занимаются творчеством.

Самая тяжелая форма предполагает словарный запас на уровне дошкольника, отсутствие навыков самообслуживания, существенно сниженный интеллект.

На фото – ребенок за стеклом

Что такое детский аутизм

Термин «ранний детский аутизм» (РДА) был введен в 1943 году американскими учеными. Дети с таким нарушением психического развития неспособны или мало способны контактировать с окружающими людьми. Им неинтересно играть со сверстниками, задавать вопросы взрослым. Психические функции формируются неравномерно, наблюдаются речевые, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные расстройства разной степени тяжести.

Признаки синдрома аутизма у детей

  • максимальное стремление к одиночеству;
  • нежелание и неумение контактировать с окружающими. Дети не используют жесты, взгляд, мимику;
  • затруднение в распознавании своего и чужого эмоционального состояния;
  • сопротивление малейшим изменениям в окружающей действительности – не на том месте стоит игрушка, не в то время включилась лампа;
  • стремление к однообразным бессмысленным действиям, одной теме разговора, рисования;
  • задержка речевого развития (ЗРР). Иногда речь довольно развита, но не используется ребенком. Он не задает вопросы, не сообщает о своих желаниях. Вместо этого ребенок декламирует стихи, бессмысленно повторяет вопросы или слова, неправильно использует местоимения.

Выделяют 4 группы детей с аутизмом.

  1. Дети с отсутствием социальной активности практически с рождения. Нельзя поймать его взгляд, увидеть улыбку. Такие дети практически не просят, чтобы их взяли на руки. Ему хорошо, если с окружающим миром нет никаких контактов.
  2. Дети, более активные и менее подверженные стрессу от социальных контактов. Они не отрешенные, а избирательные. Не все продукты едят, гуляют строго по своим маршрутам, соблюдают им одним понятные ритуалы. Возможны приступы агрессии, направленной на себя или окружающих. У детей из этой группы больше страхов, двигательных и речевых повторений.
  3. Дети этой группы поглощены своими собственными интересами. Они обладают повышенной конфликтностью, не учитывают интересы других. Очень длительное время, около года ребенок может быть захвачен одной темой, отражая ее в играх, рисунках. Часто это что-то мистическое, устрашающее.
  4. Дети 4 типа весьма ранимые, при любом противодействии отказывающиеся от социальных контактов. Для них важно чувствовать поддержку взрослых и расти в атмосфере безопасности и принятия.

В зависимости от степени РДА вырабатывается стратегия коррекции поведения ребенка. Учитываются его страхи, наклонности, стереотипии, особенности мышления, степень развития навыков.

Влияние болезни на умственные способности

У ребенка-аутиста неравномерное психическое развитие. В нем удивительно сочетаются, например, нарушение навыков самообслуживания и невероятные способности к математике или живописи.

Активное внимание крайне низкое. Если постараться заострить внимание ребенка на окружающих предметах, он отвернется или останется безучастным. Произвольное внимание нарушено, что накладывает отпечаток на формирование других функций нервной системы. Но некоторые яркие впечатления, визуальные или аудиальные, способны просто завораживать ребенка.

У таких детей сильная пресыщаемость внимания. Минуту назад он увлеченно строил башню, а теперь агрессивно рушит ее, потому что устал.

Механическая память очень развита, что помогает сохранять следы эмоциональных переживаний. Информация, воспринимаемая ребенком, не раскладывается на составные части, не анализируется, а хранится готовыми блоками и используется именно в том контексте, в котором поступила в мозг. Нельзя пропускать строчки в стихотворениях или заменять слова, иначе ребенок начинает беспокоиться и нервничать.

Воображение причудливое, своеобразное. В нем переплетаются услышанные истории, песни, события в жизни ребенка. Часто истории носят агрессивный характер.

При восприятии речи ребенок не обращает внимания на говорящего, лучше понимает тихие, спокойные фразы. Наедине с собой дети много говорят, поют, сочиняют, рассказывают. Если с ребенком попытаться пообщаться, то в ответ вы услышите фразы, вырванные из контекста, повторения слов из мультфильмов.

Мышление у детей обладает некоторыми особенностями. Дети-аутисты могут обобщать предметы и явления. Также они способны планировать свои действия. Функциональными признаками предметов не интересуются, но ориентируются на яркие, звуковые и световые признаки. Предметные действия развиваются слабо, перенос навыков – сложная задача. Дети трудно понимают хронологическое развитие событий, не видят причинно-следственную связь. Потому они затрудняются пересказывать материал и работать с сюжетными картинками. У аутистов нет исследовательского поведения, стремления преодолевать трудности.

На фото – ребенок занимается ментальной арифметикой

Положительное влияние ментальной арифметики на детей с аутизмом

Методика выстроена таким образом, что по ней могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья. У нас в группах есть учащиеся с аутизмом, задержкой развития речи, ДЦП и другими заболеваниями.

В школе «Smartum» в г. Вышгород обучается девочка Ксения с аутизмом. На видео – ее результаты уже через 3 недели обучения

Мы учитываем особенности детей с аутизмом, ДЦП, задержкой психического развития и видим результаты занятий. Ребята становятся более социализированными. Тренировка на компьютере позволяет свести социальные контакты к минимуму, не раздражая нервную систему ребенка. Лучше осуществляется перенос действий из внешнего плана во внутренний. Часто у детей с аутизмом весьма высокие математические способности. Они запоминают результаты вычислений и легко справляются с заданиями.

Занятия ментальной арифметикой – это богатая среда для развития и обучения.

Автор: Александра Василенко
Дефектолог, логопед, руководитель Смартум&Амакидс Украина.
Ваш город
Ашберн
Выберите город