Развитие без границ
8 (800) 500-39-79
Звонок бесплатный
С 9.00 ДО 21.00 ПО МСК
01 Июн 2017
Поделиться: 10
0

Учителя и родители. Почему важно партнерство между ними

Автор: Владимир Федяй

Представьте ситуацию: на работе и в семье к вам предъявляются разные требования. Муж просит почаще быть дома, мол «всех денег не заработаешь», а начальник рьяно приветствует сверхурочный труд. Каково ваше состояние при этом? Портится настроение, появляется неуверенность, раздражительность, снижается эффективность действий. А если таких разных требований становится все больше? Примерно так себя чувствует ребенок, когда родители и школа не сформировали партнерских отношений.

Для гармоничного развития ребенка важно, чтобы предъявляемые к нему требования со стороны семьи и школы были едиными

Пока ребенок растет в семье, главный авторитет для него – родители. Они чудесным образом налаживают сломанные игрушки, из ниоткуда достают сладости и знают ответы на самые разные детские вопросы. Когда же сын или дочь становятся первоклассниками, авторитет родителей начинает уменьшаться. И это нормально.

Возрастная психология говорит: основная деятельность ребенка в период с 6 до 11 лет – учение. А следовательно, и родители уступают место учителю. Благодаря наличию авторитета у педагога ребенок начинает обучаться новым знаниям. Школьники слушаются учителя, выполняют его задания, стремятся ему понравиться и заслужить похвалу. Родители могут услышать: «Нет, папа, ты не прав. Вот Оксана Васильевна говорит, что…»

Не огорчайтесь. Не обижайтесь. Радуйтесь. Сейчас самое время выстроить единые требования и придерживаться их. Тогда ваш ребенок будет чувствовать себя в безопасности, вырастет уверенным в себе.

Что произойдет, если требования будут разными

На фото – весы

Если родители настаивают на одном, а школа на прямо противоположном, детям трудно понять, кто из взрослых прав. Так формируется недоверие к педагогам и родителям, подрывается их авторитет. Например, учителя требуют не пропускать школу без уважительной причины, а мама с мягким характером разрешает сыну выспаться и не идти на уроки. Ребенок невольно думает: «О, мои старики лучше, чем училка, можно не воспринимать ее всерьез».

При разных требованиях школы и семьи дети понимают: можно схитрить и приспособиться. Где-то обмануть, где-то схалтурить, а в итоге получается, что ничьи требования толком не выполняются.

Поступив в школу, ребенок приобретает «новую семью», частью которой становятся педагоги. Он стремится совмещать обе семьи, пытаясь соответствовать их требованиям. И, чтобы у детей не возникало стресса из-за разногласий взрослых, родителям и учителям необходимо стремиться к партнерству. Так дети будут чувствовать себя комфортно и смогут реализовать свой потенциал.

На фото – мама, ребенок и педагог

Как достичь партнерства

  1. Не считайте важной только школу или только семью и не перекладывайте обязанности друг на друга. Необходимо работать сообща, а не по отдельности.
  2. Общайтесь между собой. Прекрасно, если педагоги будут выделять время для бесед с родителями об их детях. А мамы и папы должны быть в курсе всего, что касается школьных будней ребенка. Посещение родительских собраний, общение с учителями в Viber или соцсетях, встречи в учебном заведении помогают «держать руку на пульсе» ситуации.
  3. Смотрите на происходящее глазами ребенка. Если возникают проблемы в поведении, постарайтесь понять причины и устранить их.
  4. Вырабатывайте единые правила и принципы действия. Запрещайте, поощряйте, порицайте одно и то же.
  5. Контролируйте ситуацию при необходимости. Представим: сын начал прогуливать уроки. О проблеме знают педагоги, узнали родители.

Неправильно: делать вид, что ничего страшного не происходит, оправдывать школьника, идти ему на уступки, отстраняться или перекладывать ответственность только на школу («Вы же педагоги, вы и заинтересовывайте») или только на родителей («Что воспитали, то и получили»).

Правильно: беседовать со школьником, объяснять последствия его поступков, созваниваться между собой родителям и педагогам, подключать специалистов со стороны и выполнять их рекомендации.

Кто ответственен за воспитание и обучение ребенка? Мы сталкивались с такими вариантами ответа на этот вопрос:

  • «Ответственность за обучение и воспитание на школе – там ребенок больше всего времени проводит. Не зря же там есть кабинет воспитательной работы!»
  • «Ответственность в первую очередь на семье – именно там закладываются все нравственные основы, отношение к жизни».
  • «Школа отвечает за обучение, а семья – за воспитание».

Наш многолетний опыт работы показывает: если родители и школа не перекладывают ответственность друг на друга, а равноценно делят ее между собой, на ребенке это скажется самым благоприятным образом. Он вырастет гармоничной, смелой, уверенной в себе личностью с высокими нравственными ценностями.

Автор: Владимир Федяй
Автор методики и основатель сети центров Смартум&Амакидс.
	Сиэтл
Ваш город
Сиэтл
Выберите город