11 Сен 2017
Поделиться: 10
0

Повторение – мать учения: нужна ли детям зубрежка?

Автор: Василенко Александра Афанасьевна

Многократное и буквальное повторение материала – один из самых старых приемов обучения. В 19-м веке в России сложилась система образования, в которой зубрежка стала основой основ. Причин этому было несколько:

  • Основу образования в приходских и уездных училищах составляли молитвы, правила грамматики и счета. То есть объем материала был небольшим (по сравнению с современной школьной программой), его можно было заучить наизусть.
  • Ученикам сельских школ приходилось заниматься вовсе без учебников, воспринимая только слова учителя. Доступа к книгам у большинства людей не было. Это еще одна причина того, что многие тексты (например, религиозные) нужно было запомнить дословно.
  • Индивидуальный подход к обучению и оценке знаний не применяли. Все ученики должны были отвечать на экзамене одинаково.

Картина «Устный счет»

А современные методы обучения ориентированы на понимание материала, творчество, создание проектов по заданной теме. Казалось бы, зубрежка должна была уйти в прошлое. Но каждый метод обучения имеет свои плюсы.

Для чего она вообще нужна?

Без заучивания в той или иной мере не обходится ни один предмет в школе.

  • Русский язык: хотя зрительная память нередко помогает ученикам писать слова правильно (особенно тем, кто много читает; на этом основан так называемый эффект «врожденной грамотности»), множество правил требуют запоминания. Начиная с «ЖИ, ШИ пиши с буквой И», которое повторяют ученики начальной школы, и до сложных правил синтаксиса в старших классах.

Врожденная грамотность – миф. Ее не существует так же, как не может существовать врожденного знания языка: ребенок учится разговаривать только в процессе общения с другими людьми. Абсолютная грамотность встречается, если человек обладает хорошей зрительной памятью и много читает. Тогда при письме он пишет именно так, как слово или предложение запечатлелось в его памяти. Даже без знания правил ему легко писать без ошибок.

  • Литература: хотя главное в изучении – это понимание произведения, некоторые сведения (хотя бы годы жизни великих писателей) придется запомнить. Также школьникам приходится учить стихи.
  • История требует запоминания дат наиболее важных событий.
  • Физика, химия, математика, геометрия – науки, которые требуют точности в расчетах, поэтому для успешного обучения школьникам придется зубрить формулы, аксиомы и теоремы.
  • Чтобы покорить вершину свободного владения хотя бы одним иностранным языком, придется терпеливо заучивать правила, исключения, идиомы, а главное – огромные списки слов.

Усталость от учебы

Хотя само по себе штудирование формул или столбиков с неправильными глаголами может показаться самым скучным занятием на свете, оно несет в себе много пользы (помимо собственно усвоения знаний). Тренировка памяти – отличная зарядка для мозга. Особенного эффекта в этом плане можно добиться на занятиях ментальной арифметикой в Академии развития интеллекта для детей и взрослых «AMAKids».

Если запоминать материал непосредственно перед экзаменом, результат может оказаться нестойким. Формулы, даты и стихи быстро улетучатся из памяти, как только станут «не нужны». Поэтому лучший результат дает заучивание не для сдачи экзамена, а для себя.

Когда учить наизусть не стоит

При возрастающем объеме знаний уменьшается и доля того, что необходимо запомнить дословно. К качеству образования современного человека предъявляется все больше требований, поэтому механическим повторением здесь не обойтись. Школьник, студент и специалист должны не только запоминать материал (в этом могут помочь современные методики развития, например, «Мегапамять»), но и уметь логически мыслить, обобщать, делать выводы, находить нестандартные и творческие решения задач.

Основные минусы зубрежки

  • Временные ресурсы ученика или студента ограничены, заданий очень много, а зубрежка отнимает силы и время.
  • Благодаря смартфонам есть постоянный доступ к любой информации. Ученик может посчитать заучивание пустой тратой времени, ведь всегда можно заглянуть в поисковую систему. Это снижает мотивацию к учебе.
  • Заученные готовые сведения из учебников могут помешать найти нестандартное решение задачи.
  • Изучение как точных, так и гуманитарных наук не связано напрямую с точным воспроизведением материала. Успеха в математике не достичь без способности логически мыслить. Для понимания законов химии и физики лучший эффект дают практические эксперименты. А понять и прочувствовать произведения русских классиков помогут жизненный опыт, духовное развитие.

Даже иностранный язык, сама суть изучения которого – в запоминании множества слов и правил, и тот не состоит из одной зубрежки. Коммуникативная методика позволяет усваивать лексику и грамматику «в фоновом режиме», в процессе общения. Это делает процесс интереснее, поддерживает мотивацию.

Зубрежка царила в классах не одно столетие, но для современных учеников этот подход выглядит довольно ограниченным. Хотя все-таки без повторения нет учения и тренировки памяти приносят большую пользу и детям, и взрослым, на первый план выходит понимание. Задача учителя – найти к каждому ребенку подход, который позволит ему усвоить сложный материал в полной мере.

Автор: Василенко Александра Афанасьевна
Дефектолог, логопед, руководитель Смартум&Амакидс Украина.
Ваш город
Сиэтл
Выберите город