29 Авг 2017
Поделиться: 10
0

Как научить ребенка фантазировать и стимулировать его воображение

Автор: Шмачина Ольга Евгеньевна

Очень часто родители слышат советы – развивайте фантазию ребенка, давайте ему простор для воображения. Но что это значит? Сочинять сказки, разговаривать о несуществующих героях, потакать выдумкам? Чаще всего эти наставления воспринимают именно так, но все не так просто. Фантазия и развитое воображение действительно важны, но только если вы понимаете, о чем речь, и можете дать ребенку то, что ему действительно нужно. Но что это? Попробуем разобраться.

Детские фантазии

Фантазия и воображение – одно и то же или нет?

Прежде всего, разберемся с самими понятиями фантазии и воображения. В понимании большинства людей эти термины идентичны, но на самом деле это принципиально разные вещи.

Фантазия – это некая представляемая ситуация, которая не имеет никакого отношения к реальности. Например, летающие единороги или зубная фея – это не что иное, как детские фантазии.

А вот воображение – это способность сознательно формировать определенные образы действительности и управлять ими. Что важно, эти образы соответствуют действительности и никак ей не противоречат. Например, ребенок может воображать, как с блеском отвечает на уроке или решает сложную задачу, становится владельцем огромного дома или заводит собаку.

Фантазия – это представление о том, чего не может быть в реальности. Воображение – представление о том, что вполне может случиться.

Для наглядности приведем сравнительную таблицу фантазии и воображения.

Фантазия

Воображение

Ситуация, далекая от реальности

Ситуация, основанная на реальности и развитая дальше

Так и остается вымыслом

Может воплотиться в жизнь

Очевидно, что с практической точки зрения большее значение имеет воображение. Это – творческое начало ребенка, его креативность и способность моделировать определенные ситуации. Однако ученые выделяют несколько видов воображения:

1) воссоздающее (ребенок представляет то, о чем читает или слышит);

2) неуправляемое (направлено на модулирование ситуаций без соблюдения логики и последовательности событий);

3) творческое (самостоятельное создание образов, ситуаций и историй).

Важнее всего развивать у детей именно творческое воображение, но оно тесно переплетается с фантазией. Поэтому развивать нужно оба эти направления. Что это даст вашему ребенку?

  • он легче решает нестандартные задачи и учится находить оптимальный выход в непредсказуемых ситуациях;
  • он адаптируется к жизни и понимает свое место в ней;
  • он учится мыслить, принимать решения и видеть их последствия.

Хоть фантазии и являются беспочвенными выдумками, они – источник вдохновения и радости для ребенка. Не нужно сильно ограничивать его в фантазировании. Главное, чтобы вымышленные образы не отрывали его от реальной жизни, а, напротив, обогащали ее.

Воображение у детей от 7 до 12 лет

Если развитие ребенка происходит нормально, к 7 годам он самостоятельно отказывается от излишнего фантазирования. Теперь ему гораздо интереснее изучать окружающий мир и взаимодействовать с ним, а не с плодами своего воображения. В это же время обостряется воссоздающее воображение – ребенок читает книги, смотрит фильмы и играет в игры, поэтому непроизвольно начинает придумывать продолжение полюбившихся историй. Такая ситуация абсолютно нормальна, но очень важно наряду с воссоздающим развивать и творческое воображение. То есть ребенок должен научиться не только придумывать продолжение услышанным историям, но и создавать собственные – без отрыва от реального мира. Как это сделать?

Советы для родителей

  • Поставьте перед ребенком предмет и попросите перечислить все возможные способы его применения.
  • Купите развивающий конструктор и складывайте его вместе с ребенком, не используя прилагаемую инструкцию.
  • Когда ребенок читает книги и смотрит фильмы, предложите ему представить, как он действовал бы на месте главных героев. Как поступал бы в определенных ситуациях и что из этого получилось бы? Какие действия привели бы к наилучшим последствиям и как их можно было бы воплотить в жизнь?
  • Предложите ребенку сочинить собственную небольшую историю. Пусть продумает персонажей и их характеры, определит место и время действия рассказа, распишет ключевые события.
  • Во время прогулки попросите ребенка рассказать историю прохожих. Кто они и куда идут, как протекает их жизнь, к чему они стремятся? Какие события, возможно, случились у них вчера или за пару часов до вашей случайной встречи?
  • Запишите ребенка на обучающие курсы. Идеально подойдет ментальная арифметика – занятия направлены не только на обучение быстрому счету, но и на развитие правого полушария мозга, отвечающего за воображение и творческое мышление.

Помните: фантазия и развитое воображение пригодятся ребенку в дальнейшей жизни. Он будет креативным, любознательным и активным, сможет быстро принимать решения и предвидеть их возможные последствия. Но ваша задача – четко показать ему, в чем разница между беспочвенными фантазиями и творческим мышлением.

Автор: Шмачина Ольга Евгеньевна
Руководитель методического отдела сети центров «Амакидс».
Ваш город
Ашберн
Выберите город