05 Сен 2017
Поделиться: 10
0

Мамины помощники: как приучить ребенка помогать по дому

Автор: Шмачина Ольга Евгеньевна

«Я сам!» – кричит малыш, желая без помощи мамы одеваться и обуваться. В 2–3 года возникает естественное желание самостоятельно выполнять самые простые действия. Задача родителей – постепенно научить ребенка не только элементарному обслуживанию себя, но и выполнению работы по дому – тому, что пригодится во взрослой жизни.

Сейчас многие дети уже с дошкольного возраста загружены развивающими занятиями. А с началом учебы в школе нагрузка возрастает многократно. У родителей может возникнуть желание оградить ребенка от любой, даже самой простой домашней работы – ведь он так много занимается! Но ведь помимо усвоения учебного материала (в этом могут помочь специальные методики, например, «Мегаскорочтение») нужно развивать и другие навыки, которые нужны всем людям.

Когда у ребенка появляются обязанности?

Самые первые обязанности – это обслуживание себя: умение есть ложкой, умываться, одеваться, обуваться. Не нужно пытаться все делать за ребенка. Пусть даже поначалу он будет делать все медленно, проявите терпение – ведь каждый освоенный навык помогает развитию ребенка, как умственному, так и социальному.

Когда у малыша появляется свое личное пространство в доме – уголок для игр и занятий, книжная полка и ящик с игрушками, а затем и своя комната – вполне естественно начать прививать ему умение поддерживать порядок в своих вещах.

Правила для малышей

Чтобы поддерживать порядок, проще всего использовать большой пластиковый ящик или корзину. Расставлять игрушки по полкам шкафа долго, а в закрытом ящике их не видно, и комната сразу приобретает аккуратный вид. Для больших конструкторов есть специальные коврики, на которых удобно играть, а после они затягиваются с помощью шнура, как мешок, и все детали остаются внутри. Задача родителей – напоминать ребенку, что после окончания игры нужно убрать игрушки, и подчеркнуть важность того, что малыш помогает таким образом маме.

Ящик для игрушек и коврик для конструктора

Домашние дела

Детям постарше можно поручать простые дела по дому, уже не связанные только с его или ее игрушками и книжками. Здесь важно подчеркнуть то, что отныне ребенок должен нести ответственность за то, что ему поручили. То есть, как и в более раннем возрасте с игрушками, нужно приучать к тому, что какие-то дела делаются регулярно. Начиная с первого класса, ребенок вполне может справиться со следующими делами:

  • положить корм и налить воды домашним животным;
  • застелить свою постель;
  • чистую одежду повесить в шкаф, а грязную – бросить в корзину;
  • полить цветы;
  • стереть пыль, вынести мусор.

Сейчас практически вся работа по дому выполняется с помощью бытовой техники, а сама техника стала простой в управлении и безопасной. Поэтому в 10–11 лет ребенку доступно большинство дел по дому:

  • сортировка одежды для стирки, запуск стиральной машины;
  • мытье посуды (вручную или с помощью посудомоечной машины);
  • уборка дома с помощью пылесоса, подметание;
  • приготовление несложных блюд с помощью мультиварки, пароварки, микроволновой печи.

10 лет – самое время, чтобы обучить ребенка всем этим делам. Не для того, чтобы превратить его в «Золушку», а чтобы сформировались умения для взрослой жизни.

Подросткам стоит объяснить и показать на практике:

  • как снимать показания со счетчиков, оплачивать счета за коммунальные услуги;
  • как составить список продуктов для похода в магазин.

Не просите ребенка раз от разу сделать что-то новое, а решите вместе с ним, какие дела он будет делать регулярно, но обязательно благодарите его. Это поможет создать положительное подкрепление привычки.

Как приучить ребенка к порядку?

Младшие дети в семье

Сейчас в семьях не так часто бывает больше двух детей. Поэтому многие родители считают, что не нужно загружать старших заботами о младших: внимания родителей хватит всем, а старшие еще успеют побыть няньками у своих детей. Некоторые родители боятся доверить младшего ребенка старшему. Да и снова вспоминается аргумент о том, что учеба должна быть на первом месте. Но есть и доводы, почему стоит поручать старшим детям брать на себя некоторую часть заботы о младших:

  • Гармоничному развитию ребенка помогают ситуации, в которых он выполняет разные социальные и семейные роли. Для родителей он ребенок, а для младшего брата или сестры – старший, который несет ответственность в то время, когда родители заняты.
  • Отношения братьев и сестер становятся ближе, теплее, что скажется во взрослой жизни.

Если младшему 3–4 года, а старшему 10–12 лет, их можно ненадолго оставить вместе (конечно, предварительно проинструктировав на случай всех возможных ситуаций и снабдив мобильным телефоном). Ребенок от 14 лет может пробыть с младшим дома более продолжительное время, а подросток 16 лет может забирать брата или сестру из садика, водить на прогулку.

Часто родители боятся перегрузить ребенка домашними делами, боятся, что школьник и так устает от занятий или что окружающие осудят. Иногда у родителей не хватает терпения ждать, когда ребенок сделает что-то – самим ведь и быстрее, и результат будет лучше! Да, поначалу может оказаться, что пол подметен плохо, а посуда не скрипит от чистоты. Но после нескольких попыток ребенок обязательно научится выполнять все дела не хуже взрослого. Это и уверенности в себе придаст, и поможет чувствовать себя взрослым. А главное – мама с полным правом может сказать: «Ну что бы я делала без моего помощника?»

Автор: Шмачина Ольга Евгеньевна
Руководитель методического отдела сети центров «Амакидс»
Ваш город
Ашберн
Выберите город