Развитие без границ
8 (800) 500-39-79
Звонок по России бесплатно
С 9.00 ДО 21.00 ПО МСК
20.02.2018
Поделиться: 5
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Telegram
  • Одноклассники
21162

Ментальная арифметика: история, наука и современность

Ментальная арифметика: история, наука и современность

Ментальную арифметику относят к новым методикам развития детского интеллекта. На самом деле ей около пяти тысяч лет. Точкой отсчета считается изобретение счетов суан-пан в Китае. Эволюция деревянного «калькулятора» продолжалась веками. В XVI столетии в Японии появилась счетная доска соробан – инструмент, входящий в список мирового культурного наследия.

В японских школах занятия ментальной арифметикой являются частью общеобразовательной школьной программы. Методика успешно опробована в 60 странах мира. В РФ действует более 70 обучающих центров, но пока ментальная арифметика – дополнение к традиционному школьному образованию. Для чего же она нужна?

Интеллект и мышление: разница в понятиях

Основная цель занятий ментальной арифметикой – развитие интеллектуальных способностей. Умение быстро считать в уме – дополнительно приобретаемый, безоговорочно полезный навык.

Следует различать интеллект и мышление. Под первым термином понимается совокупность следующих психических качеств:

  • быстрого ориентирования в новых ситуациях;
  • эффективного обучения на основании опыта;
  • использования ощущений, восприятия, памяти, интуиции для принятия нестандартных решений.

Развитие детского интеллекта – формирование способности к адаптации, обучению, пониманию абстрактных понятий, планированию, постановке и достижению целей. Все эти качества эффективно развиваются, благодаря ментальной арифметике. Особенно результативны занятия в дошкольном возрасте.

Мышление – познавательная деятельность, способность анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выполнять другие познавательные операции. Можно сказать, что интеллектуал – человек с развитым мышлением, поэтому совершенствование интеллекта – задача более глобальная.

На занятиях ментальной арифметикой дети работают с воображаемыми счетами, начинают воспринимать математические задачи как картинки, активно включая в работу правое полушарие головного мозга. В процессе выполнения упражнений совершенствуются центры, отвечающие за интеллектуальные способности.

Научное обоснование

Люди охотнее доверяют новым методикам, если имеются позитивные результаты их практического применения и научное обоснование теории. Детей, способных одновременно считать и рассказывать стихи, многие видели в роликах, телепередачах о юных гениях. Как это расценивает наука?

Тесная связь между синхронной работой левого и правого полушарий мозга и результативностью, а также скоростью процесса обучения установлена опытным путем. Исследования проводились в медицинской школе Nippon методом энцефалографии. Особенности и результаты тестов:

  • в исследовании принимали участие дети и взрослые;
  • при прослушивании музыки прибор показывал активность в правом полушарии, при счете – в левом;
  • при вычислениях на абаке наблюдалась активность сразу в обоих полушариях.

Из тестов следует, что правое полушарие человек использует для распознавания рисунков, образов, звуков, а левое отвечает за логику. Занятия ментальной арифметикой – это синхронное развитие обоих полушарий, следовательно, интеллекта.