Развитие без границ
8 (800) 500-39-79
Звонок по России бесплатно
С 9.00 ДО 21.00 ПО МСК
27.06.2018
Поделиться: 9
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Telegram
  • Одноклассники
6411

Финансовое воспитание детей

Многие родители предпочитают не брать с собой детей в магазины, поскольку не могут противостоять требованию «Купи!». Маленькие дети очень быстро усваивают связь между деньгами и наличием новых игрушек и главной задачей родителей считают их приобретение.

Для того чтобы привить понятие о зарабатывании денег, их ценности, вариантах экономии, с детьми нужно заниматься дома или посещать специальные программы, предлагаемые центрами детского развития.

Основы финансовой грамотности для дошкольников

Объяснить ценность денег малышам 3–4 лет сложно. В таком возрасте они не понимают, что есть дешевые и дорогие игрушки, они просто выбирают то, что хотят. Состоятельные родители в силу собственной занятости могут откупаться дорогими игрушками, но это формирует эгоизм. Правильная тактика:

  • не испытывать чувства вины за отказ в дорогостоящем капризе, если он выбивается за рамки возможностей семейного бюджета;
  • предлагать альтернативу;
  • не доводить ситуацию в магазине до истерики;
  • спокойно, но твердо настаивать на своем.

С 4–5 лет нужно пытаться объяснять детям ценность денег. Для этого:

  • можно поручать малышам рассчитываться в магазине в вашем присутствии;
  • играть в ролевые игры, связанные с деньгами;
  • обучать счету, используя монеты в качестве дидактического материала.

Постепенно можно наращивать сложность занятий, например, дать ребенку столько денег, чтобы при покупке ему дали сдачу, предложить ее сосчитать.

Умение быстро считать в уме – одно из условий финансовой грамотности. Уже в дошкольном возрасте можно отдать ребенка на занятия ментальной арифметикой, где он овладеет навыком быстрого устного счета. Дети, прошедшие курс, никогда не ошибутся в подсчете сдачи, стоимости покупки. Программа рассчитана и на достижение ряда других целей, таких как совершенствование интеллектуальных и творческих способностей, приучение к самостоятельности.

Что должен знать о деньгах первоклассник?

Став учениками, дети получают карманные деньги, которыми должны оплачивать поездки в транспорте, завтраки, обеды и проч. Это обстоятельство можно использовать для продолжения обучению финансовой грамотности. Вот что полезно делать:

  • формировать у первоклассника понятие бюджета. Необходимое количество денег разумно выдавать раз в неделю, объясняя их целевое назначение. В случае если маленький транжира в первый же день потратит все на конфеты, восполнять брешь не нужно. Ребенок должен осознать, что должен укладываться в рамки выделенной ему суммы;
  •  провести беседу о том, что можно и что нельзя приобретать. Фраза «Купи что хочешь» может привести и к сигаретному ларьку;
  • не путать бюджетные и личные деньги ребенка, например, подаренные, которые он может потратить по своему усмотрению. Родители в подобном случае должны деликатно, без давления подвести сына или дочку к правильному решению.

Нельзя поощрять дополнительными карманными деньгами хорошую успеваемость или лишать их за плохие отметки. Для формирования адекватной самооценки есть множество других способов, например, специальные развивающие занятия.

Дальнейший план мероприятий состоит в вовлечении детей в обсуждение семейного бюджета, совместные походы в магазин, обсуждения цены и качества товаров. Усилия, потраченные на обучение финансовой грамотности в детском возрасте, всегда окупаются рациональными поступками в будущем.